Четверг, 02.05.2024, 07:53
Приветствую Вас Гость | RSS

"Науки делятся на две группы —
на физику и собирание марок."  

Эрнест Резерфорд.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » для учителей » отчеты, анализы, пр.

для учителей старших классов

Анализ результатов ЕГЭ по физике в МАОУ – гимназии №13.

        В 2014 году ЕГЭ по физике в МАОУ – гимназии №13 сдавали 14 учащихся, что составило 21.5% всех выпускников.

 Состав и результаты ЕГЭ по гендерному признаку:

год

 

Количество сдающих

Средний балл

девушки

юноши

девушки

юноши

2014

4 (28,6%)

10 (71,4)

57,5 (> среднего)

52,7 (< среднего)

        По сравнению с предыдущим годом структура работы и распределение заданий по содержанию не изменились. Структура и содержание работы определяются Федеральной предметной комиссией по физике по согласованию с научно- методическим советом ФИПИ по физике и утверждаются в нормативных документах – кодификаторе элементов содержания по физике и спецификации экзаменационной работы.

   Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий ЕГЭ - 51, общее время выполнения работы – 235 минут. Минимальная граница ЕГЭ по физике в 2014 году была установлена на уровне 36 тестовых баллов, что соответствует 11 первичным баллам. В гимназии преодолели минимальную границу тестового балла 100% учащихся.  

Средний балл учащихся по физике:

2014

МАОУ - гимназия №13

Свердловская область

РФ

Средний балл

54

47,9

45,7

Выше среднего балла получили на ЕГЭ – 6 человек, то есть 43%.  Максимальный балл -  77 (Литвинов Андрей – 11 «В» класс), минимальный – 39 (Соболев Владислав – 11 «А» класс). Границы уровней по физике распределились следующим образом:

  • Минимальный уровень (0-36 баллов) – 0 учащихся;
  • Низкий уровень (37-53 баллов) – 8 учащихся – 57%;
  • Средний уровень (54-61 балл) – 4 учащихся – 28,6%;
  • Высокий уровень (62-100 баллов) – 2 учащихся – 14, 4%.

      Назначение экзаменационной работы по физике : оценка общеобразовательной подготовки по физике выпускников XI классов общеобразовательных учреждений с целью контроля уровня усвоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, а также конкурсного отбора в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по физике для дифференциации абитуриентов.

        Содержание экзаменационной работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования по физике. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 35 заданий всех таксономических уровней, контролирующих элементы содержания из всех разделов школьного курса физики.

         Каждый вариант экзаменационной работы 2014 г. состоял из 3 частей и содержал 35 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 21 задание с выбором ответа; часть 2 – 4 задания, к которым требовалось дать краткий ответ, а в части 3 было предложено 10 заданий, объединённых общим видом деятельности – решение задач: 4 задания с выбором ответа и 6 заданий, для которых необходимо было привести развернутый ответ. К заданиям базового уровня отнесено 20 заданий с выбором ответа и 2 задания с кратким ответом. Задания повышенного уровня содержались во всех частях работы (5 заданий с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом и 1 качественная задача, требующая развернутого ответа). Задания высокого уровня сложности представляют собой 5 расчетных задач в 3 части работы. На задания базового уровня сложности приходилось 47%; повышенного уровня – 24%; высокого уровня – 29% от максимального первичного балла.

       КИМ содержали задания по всем разделам школьного курса физики: не менее 10 заданий по механике, 7 заданий по молекулярной физике, 11 заданий по электродинамике и 5 заданий по квантовой физике. Задания экзаменационной работы обеспечивали проверку следующих видов деятельности: владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики, использование теоретических знаний для объяснения физических явлений и свойств тел, методологические умения и решение задач. Поэтому каждый вариант КИМа, прежде всего, обеспечивает проверку всех содержательных разделов школьного курса физики: механика, МТК и термодинамика, электродинамика и квантовая физика. При этом общее количество заданий по каждому разделу в целом пропорционально его содержательному наполнению и времени, отводимому на его изучение в школьном курсе.

Статистика ответов на задания А1-А25 в 2014 году:

" />

      Из диаграммы видно, что наиболее успешные задания А1, А2, А3, А4 – тема «Кинематика»; А7 – «МКТ»; А14, А15 – «Оптика, волны», А20 – экспериментальные исследования по всем разделам физики.

Наименее успешные задания А6 – «Статика»; А18 – «Физика атомного ядра», А21, А22, А24, А25 – расчётные задачи повышенного уровня сложности с выбором ответов по всем разделам физики.

Статистика ответов на задания В1-В4 в 2014 году:

№ задания

2 (2)

1(2)

0(2)

В1

78,6%

0%

21,4%

В2

57%

21,4%

21,4%

В3

43%

28,5%

28,5

В4

78,6%

14,3%

7,1%

Из таблицы видно, что самое успешное задание - В4, самое неуспешное задание – В3.

Статистика выполнения заданий С1-С6 в 2014 году (число учащихся и распределение по баллам):

№ задания

3(3)

2(3)

1(3)

0(3)

С1

0

0

6

8

С2

2

0

1

11

С3

2

0

2

10

С4

0

1

2

11

С5

1

2

2

9

С6

0

1

3

10

Из таблицы видно, что большая часть учащихся не справилась с заданиями этого уровня. Но задания С2 и С3 полностью верно выполнили по 2 учащихся (темы «Механика» и «МКТ»), с С5 справился лишь один ученик (тема «Электродинамика»).

Результаты выполнения экзаменационной работы показывают, что выпускники успешно выполняют задания, в которых необходимо:

− выбрать формулировку цели опыта по его описанию;

− указать необходимое для проведения опыта оборудование в соответствии с гипотезой;

− записать показания измерительного прибора с учетом заданной погрешности абсолютных измерений;

− выбрать верную формулировку вывода в соответствии с результатами опыта. 

Наибольший процент выполнения заданий касается темы «Механика». Это связано с тем, что в курсе физики этой теме отводится самое большое количество уроков. Этих заданий содержится в работе больше всего, поэтому и учитель, и учащиеся при подготовке больше внимания уделяют именно этому разделу. Также выпускники успешно справляются с заданиями темы «Молекулярно-кинетическая теория», так как школьное содержание темы усваивается достаточно хорошо и с не вызывает математические затруднения.

     Наибольшее затруднение традиционно вызывали задания по оптике и электричеству, а вот задания, требующие интерпретации результатов опыта (когда результаты опыта предлагаются в виде таблицы или графика), а также анализ экспериментальной установки в 2014 году нашими выпускниками выполнены на высоком уровне (12 и 14 человек!).  По моему мнению, результаты заданий из раздела «Электричество» в большинстве случаев ошибочны, так как его изучение приходится на середину и конец 4 четверти 10 класса. Раздел очень ёмкий, требует детальной проработки каждого нюанса, выполнения цикла лабораторных работ, подробного изучения каждой физической величины данного раздела, решение комплексных задач, а по учебному плану не хватает времени на закрепление и углублении знаний по этому разделу.  Такая же причина и с ошибками в заданиях по разделу «Квантовая физика» (изучение этого раздела приходится на 4 четверть 11 класса).

     Задания С1 – качественные задачи, требующие глубокого анализа. Полное правильное решение таких заданий должно включать в себя правильный ответ (например, что будет наблюдаться, как изменятся показания приборов, вид построенного графика), и полное верное объяснение (логически не противоречивое и отражающее все этапы протекания явления или процесса) с указанием наблюдаемых явлений и законов (названий явлений и законов или не обходимых формул). К сожалению, достаточно часто в ответах даже наиболее подготовленных выпускников прослеживаются пропуски логических шагов в обосновании или отсутствие ссылок на законы, или явления. Целесообразно при подготовке к экзамену выполнять эти задачи письменно, используя при решении запись последовательной цепочки промежуточных вопросов. Само же решение в этом случае представляет собой цепочку рассуждений с ответами на поставленные вопросы и указаниями на выделенные физические явления, величины и законы.

     Проанализировав результаты ЕГЭ по физике, можно сделать следующий вывод: наши выпускники успешно выполняют задания 1 части (А1-А21), в среднем с этой частью справились около 80% учащихся. А вот задания повышенного уровня сложности оказались для наших выпускников неуспешными, с такими заданиями справились лишь 30% учеников. Поэтому особое внимание необходимо обратить на решение задач, которым в КИМ ЕГЭ по физике отведена часть 3 работы. В этой части собрано 10 задач повышенного и высокого уровней сложности: 4 задания с выбором ответа (А22–А25), и 6 заданий с развернутым ответом – качественная задача повышенного уровня сложности (С1) и пять расчетных задач высокого уровня (С2–С6).

 При этом следует обратить внимание на оформление решений задач в части 3 (С2-С6) с учетом всех тех требований, которые изложены в критериях оценивания. Особое внимание необходимо обратить на обоснованность объяснений в качественных задачах (например, С1) и описания вновь вводимых величин и запись необходимых комментариев к решению в расчетных задачах.  Целесообразно шире вводить различные качественные задачи на уроках физики в разных разделах, используя их в и при устном опросе в виде подробного обсуждения, и в письменных работах.

Следует увеличить в различных тематических и тренировочных работах долю заданий на понимание условий протекания физических явлений и процессов, а также использования физических величин для их описания (особенно это касается разделов «Электродинамика» и «Квантовая физика»). Целесообразно использовать комплексные задания, которые, в отличие от заданий ЕГЭ, требуют применить к описанию того или иного процесса пять-шесть различных физических величин, а не две-три, как это делается в экзаменационных материалах. Необходимо сначала разбирать характер протекания процесса и указывать различные величины, которые могут быть использованы для его описания, а уже затем характеризовать их изменения при изменении

тех или иных условий. Для подготовки учащихся к выполнению заданий, проверяющих сформированность методологических умений, рекомендуется проводить практические работы не только в классе, но и дома, расширив этап обсуждения лабораторных работ (особенно интерпретация опытов в форме графиков, таблиц что делается очень редко). Более пристальное внимание необходимо обращать на вопросы, которые приучают школьников: оценивать соответствие выводов имеющимся экспериментальным данным; определять, достаточно ли экспериментальных данных для формулировки вывода; интерпретировать результаты опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов, теорий; формулировать условия применимости физических моделей в предложенных ситуациях.

      При подготовке выпускников к экзамену по физике в 2015 году следует учесть существенные изменения в структуре заданий: каждый вариант состоит из двух частей (все задания с выбором ответа и с кратким ответом (не считая расчетных задач) объединены в одну часть работы в связи с изменением формы бланка ответов №1). Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. По сравнению с КИМ ЕГЭ 2014 года число заданий сокращено с 35 до 32. При этом на 2 задания уменьшено число расчетных задач, входящих в последнюю часть работы, и на 1 задание уменьшено число заданий базового уровня по электродинамике. В связи с этим, необходимо познакомить учащихся с демонстрационной версией ЕГЭ по физике, что будет является важнейшим элементом подготовки к экзамену.


Учитель физики Коломеец Ульяна Юрьевна.

 

Категория: отчеты, анализы, пр. | Добавил: UlaKolomeets (30.10.2014)
Просмотров: 281 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск